Педагог-вокалист Ульева Ирина Евгеньевна

 

НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА:

 

ПОЕТ ИРИНА УЛЬЕВА

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО

Педагог-вокалист Ульева Ирина Евгеньевна

Найти: на


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пение и певцы
Три манеры пения
 
2. Голос. Строение голосового аппарата
 
3. Техника пения. Приемы
Вокальная школа
Наука
Практика
 
4. Исполнительство
Музыка и вокальное искусство
Как стать хорошим певцом
В чем же тайна музыки
Работа над вокальным произведением
Что необходимо знать о самоконтроле
Эмоциональная выразительность
Дикция в пении
О музыке, о композиторах, о стилях в музыке
Выступление перед публикой
Артистизм
  
5. Режим певца
Заболевания голосового аппарата
Певец - как спортсмен
 
6. Литература

ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПЕТЬ /Монография/

  

Монография посвящается вопросам подготовки начинающих певцов и отражает практику работы знаменитых педагогов-вокалистов и исполнителей, а также труды ученых в области вокального искусства, в том числе: Барра, М.Каллас, Е.Е.Нестеренко, М.Гарсия и др.

Предисловие

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу".

Термин "вокальная школа" в узком смысле слова предполагает совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. "Национальная вокальная школа" - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выраженным "вибрато", легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пассажей итальянцев отличались от инструментального "прямого" звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения представителей русской вокальной школы.

В середине 20 века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представителями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлежности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Австралии Джоан Сазерленд и многие другие.

В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.

Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной педагогики и в конечном счете - исполнительства.

В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им.Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им.Гнесиных.

Монография была написана автором для своих учеников по совету Л. К.Ярославцевой.


СОДЕРЖАНИЕ
Артикуляционный аппарат
атака
Белый звук
бельканто 
Вдох 
верхний регистр мужского голоса 
вибрато 
вокальность
вокальный слух
вокализы 
Глотка
горловой звук
головной голос
голос
голосоведение
гортань 
Диапазон
дикция 
драматическое сопрано
дыхание 
Женский голос 
Законы для голоса 
зевок в пении 
Импеданс 
исполнительство 
Классификация голосов
колоратура 
контральто 
контртенор 
критерий оценки голоса 
Лирический голос
Маска
методика 
мецца–воче
меццо–сопрано
микст 
мимика 
мышечные приемы 
Округление гласных 
определение типа голоса 
Певец–педагог 
певец Ф.И. Шаляпин
певческая установка 
петь нужно так 
певческие ощущения 
переходные звуки 
переходные ноты 
полетность 
подражание голосу
постановка голоса 
построение голоса 
прикрытие 
примарный тон 
природа и теория пения 
Регистры 
резонатор 
Сгущение звука
сольфеджирование 
сопрано
Тайны итальянской школы
тембр
темп 
тенор 
техника пения
тип голоса 
тонус 
трель 
Углубление голоса 
упражнения "корифеев"
Фальцет
Школа Гарсия 
Язык эмоций 
 

А-Б-В,

Г-Д,

Ж-З-И-К-Л-М,

О-П-Р,

С-Т-У-Ф-Ш-Я

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ ОШИБОК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Словарь посвящен наиболее острым проблемам вокальной педагогики и предназначен для профессиональных певцов и всех истинных любителей классического пения.

Предисловие

При составлении настоящего словаря автор исходил из того, что существует мировая эталонная школа вокального искусства. Эта школа за последние столетия вобрала в себя все наиболее эффективные способы и приемы постановки и развития певческого голоса. (Сомневающимся автор рекомендует обратиться, например, к работам Л.К.Ярославцевой.)

Проблема заключается в том, что на практике вокальным педагогам, к сожалению, не удается обойтись без ошибок, неточностей и заблуждений.

В данном словаре автор, на основе своего многолетнего педагогического опыта, выражает свою точку зрения на спорные вопросы вокальной педагогики.

Обратимся к истории возникновения мировой вокальной школы.

В 1803г. в Парижской консерватории был создан первый учебник, где присутствовало ошибочное направление болонской итальянской школы, утверждавшее, в частности, что самая удобная гласная – А, самая трудная – У; низкие мужские и женские голоса имеют 2 регистра. Это не значит, что эта школа была слабой. Нет! Просто, итальянцам не хотелось делиться своими секретами.

В дальнейшем, в связи с активными разработками французского певца–реформатора, профессора сольной кафедры Ж. Дюпре, итальянцы забеспокоились и на каждое его указание провозглашали: "Мы всегда так пели!". В Парижской консерватории работали и итальянские педагоги, вносившие свой вклад в развитие педагогической мысли.

В это же время в Париже активно работал Мануэль Гарсия–сын. Он приветствовал все передовые положения Дюпре (они присутствуют в его Школе). Но Гарсия выбрал другое направление – научное. Движение в голосе. Механика. Механические приемы: ступенька, пружина, прыжки, взлеты… Певец – спортсмен! Механику певцы открыли сами в XVIII веке в свободных голосовых импровизациях. Глубина нижнего регистра активно влияет на весь голос, так как увеличивает диапазон и, при умении, – мобильность певца. Так, в "Арии Абигайль" Верди есть прыжки: С2 – С3 – С1, а в "Каватине Пажа" Мейербера – взлет ступенчатый от С1 до С3 (с поддержкой и без поддержки). Механику разрабатывал и профессор Мазетти, что видно из его упражнений.

Что главное в классическом пении?

 - Высокая позиция.

Что обеспечивает движение звуковой волны?

 - Прикрытие (гласная У) – гибкость звуковой волны (по Дюпре) и активность дыхательных мышц (по Гарсия).

Движение в пространство "от себя" дает маэстро Барра (неаполитанская школа). Это сильная итальянская школа от XV века строит голос логично и быстро. Родство ее со Школой Гарсия очевидно.

Великий тенор Карузо увлекался методикой Гарсия, но на практике – споткнулся. Ошибочное его мнение о том, что "методик много", – следствие отсутствия педагогического опыта.

Индивидуальность – вещь серьезная, но не настолько, чтобы поколебать устои мировой вокальной школы.

"Проблема "технологии" пения сложна. Здесь океан противоречий", – пишет профессор О. В. Далецкий.

Часто бывает, что ученые, певцы–профессионалы и начинающие певцы говорят на разных языках. Ученые изучают голос и певцов со стороны. Певцы–профессионалы давно забыли свои проблемы и поют подсознательно (ощущениями). "Корка не знает, что делает подкорка", – пишет профессор Далецкий. А у начинающих певцов нет своего взгляда на вокал; себя они не слышат, не ощущая изнутри своего голоса.

Как же быть?

Даже определить тип голоса бывает очень трудно, если не знать конкретно признаков голосов. Интересно, что в XIX веке зачастую и не определяли голоса певиц. Их называли примадоннами, что говорит о больших диапазонах женских голосов и разнообразии тембров. Вот у Чечилии Бартоли, нашей современницы, каков он? Поет она всё, даже партию легкого сопрано (Церлину В.Моцарта). Сложный, казалось бы, вопрос, но определить можно по тесситуре. Какие она чаще всего поет партии? Для меццо-сопрано. Вот и ответ!

С молодым голосом сложнее. У педагога–исполнителя ощущения одни, а у начинающего певца – другие. Педагог говорит: "Пой, дыхание само обслужит тебя". И поет, незаметно вдохнув, красиво, полнозвучным голосом. А ученик поет, чуть вдохнув, и сразу замолкает.

Ученый пишет: "певец поет после вдоха на фоннационном выдохе, опуская ребра". Певец вдыхает, поет и выдыхает, опускает ребра – процесс пения быстро заканчивается.

Как говорила моя педагог Шатрова Е.М.: "Идти нужно от ученика".

Решать нужно е г о проблемы.

Конечно, даже не зная техники пения, и поют, и преподают – и что–то получается! Так сложна и хитра природа человеческая! Но все же! Как интересно разбираться в вопросах техники пения, во–первых, это связано с наукой о голосе, во–вторых, с историей развития вокальной культуры. Почему много путаницы? Потому что проблемы пытаются решать с трех сторон: педагоги – со стороны ощущений, певцы – со стороны эмоций, а ученые стараются понять истинную суть проблемы.

Тем, кому было интересно знакомиться с монографией "Если вы любите петь", надеюсь, не менее интересно будет прочитать и "Словарь ошибок вокальной педагогики". Своей новой работой автор хотел помочь профессиональным и начинающим певцам разбираться в противоречивых взглядах на технику пения.  

Принцип организации словаря

Словарь состоит из отдельных статей, расположенных в алфавитном порядке. В начале каждой статьи приводится ТЕРМИН из области вокального искусства. Далее следует выделенное жирным курсивом определение, мнение или утверждение, сложившееся в современной вокальной педагогике относительно рассматриваемого термина. Третья часть словарной статьи представляет собой авторский комментарий.


ПОЕТ ИРИНА УЛЬЕВА (запись 80-х гг. XX века)

Дж.Верди. Ария Леоноры из оперы "Трубадур"

В.Беллини. Каватина Нормы из оперы "Норма"

К.Гуно. Ария Маргариты из оперы "Фауст"

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО:

Федор Шаляпин (бас)

La calunnia (Севильский цирюльник, Россини)

Алексей Кривченя (бас)

Рондо Фарлафа (Руслан и Людмила, Глинка)

Беньямино Джильи (тенор)

La danza (Россини)

La donna e mobile (Риголетто, Верди)


Контакты: belcanto-2004@yandex.ru  
При использовании материалов данного сайта ссылка на автора обязательна!
Copyright © 2010  Ульева Ирина Евгеньевна

© Web-design from Sergey Uljev 2009
Hosted by uCoz