СЛОВАРЬ ОШИБОК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЖЕНСКИЙ
ГОЛОС
У
женских голосов центральный регистр
изначально смешанный.
Изначально,
с юного возраста, женский голос проявляется
чаще как легкое сопрано и реже как густой
голос на центре, так же как мужской молодой
голос звучит часто наподобие тенора. Так, на
эстраде альты (меццо – сопрано) звучат как
сопрано иногда всю жизнь. К легкому
высокому голосу это правило вообще не
относится.
ЗАКОНЫ
ДЛЯ ГОЛОСА
Любой
голос существует по своим законам – как в
техническом, так и в драматическом
отношении.
Так
можно сказать о любом голосе, но не о классическом. Для классического голоса
именно техника пения является перечнем
законов, правил и приемов. "Планеты все
разные, а физика везде одинакова" – так
говорят ученые. Также можно сказать и о
голосах. М. Гарсия призывал изучать
физиологию и биологию, чтобы понимать, что
такое классический голос. Если
электричество – движение электронов,
певческий голос (звуковые волны) – это
движение ионов воздуха. Ученые говорят: "
В космосе кричи, не кричи – никто тебя не
услышит, потому что нет воздуха!" Певцы
говорят: "Голос – это не то, что у тебя во
рту, а то, что за три метра от тебя". А
биология такова: слух то включается, то
отключается; мышцы сокращаешь, а они
опадают, да еще устают (их все время надо
расслаблять)!
ЗЕВОК
В ПЕНИИ
Зевок
в пении – один из распространенных
мышечных приемов, способствующий
нахождению правильного положения гортани
во время пения.
Зевок
классическому певцу необходим, он
увеличивает ротоглоточное пространство и
подключает верхние резонаторы; где в это
время находится гортань – певца не должно
беспокоить, т. к. профессиональные певцы
гортани не ощущают.
ИМПЕДАНС
Постановка
голоса связана с нахождением такого
импеданса, который обеспечивает
оптимальную работу голосовых складок.
Вокальная педагогика располагает рядом
методов и приемов подбора импеданса.
Такой
метод работы (подбора импеданса) по
постановке голоса, возможно, имеет место в
лаборатории ученого–педагога, но что этим
занимается вообще вокальная педагогика,
невозможно себе представить. Певцов
интересует физиологическое явление (его
"механизм"), которое называется
импедансом, именно при оптимальном
звучании голоса. (См. Примарный тон.)
Задача
педагога состоит в том, чтобы помочь певцу в
нахождении такого импеданса с помощью
технического приема.
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Тосканини
лишил певца главенства на сцене
Кто
главнее на сцене: певец или режиссер?
Отношения между композиторами и певцами в
XVIII веке и в начале XIX века были таковы: певец
был не рабом партитуры, а полноправным
соавтором. Композиторы: Гендель, Моцарт,
Россини, Вебер, Беллини, Доницетти, Рубини, -
работали с певцами, учитывая технику пения.
Дирижер Тосканини произвел "переворот"
в опере: ради идеи верности произведению
пожертвовал импровизацией и отделкой. Во
имя Верди он нарушил принципы Верди.
Тосканини гневно реагировал, когда певцы
позволяли себе малейшее отступление от
печатного текста, что для бельканто
композиторами даже приветствовалось. Верди
не возводил принцип верности нотам в закон
и в ответ на "новшества" Тосканини
говорил, что произвол примадонн сменился
кое–чем более ужасным –"тиранией
дирежера". Марии Каллас удалось
возвратить певцам их былой авторитет.
Другой великий режиссер Герберт фон Караян
умел "идти за голосом". Но вот вопрос:
как же наш великий (и буйный) Шаляпин мог
работать с Тосканини? Рассказывают, на
репетиции все певцы (и Карузо) пели
вполголоса, и Шаляпин тоже. Тосканини
заметил ему: "Я вас не знаю. Почему вы
поете тихо?" Шаляпин сделал вид, что не
расслышал. В перерыве он переоделся в
костюм и… вдруг запел свою партию громовым
голосом, направив звуковую волну на
режиссера. Тосканини был оглушен, он
остановил оркестр и воскликнул: "Я со
многими певцами работал, но такое слышу
впервые! Этого быть не может!" Такова
легенда о русском певце. Однако споры, кто
главнее, продолжаются. "Опера – царство
певцов, а не режиссеров", – так говорит
музыкант и концертмейстер профессор Важа
Чачава.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ГОЛОСОВ
Классификация
голосов – разделение голосов на
определенные типы. В современной вокальной
практике производится по диапазону, тембру,
расположению переходных регистровых нот,
анатомическим признакам и др.
Классификация
голосов должна производиться по (удобной
для певца) тесситуре полнообъемного
звучания голоса и по регистровому строению.
Все остальные выше названные признаки
являются переменными, часто случайными,
особенно в молодом голосе. Определение типа
голоса – это профессиональный вопрос.
Часто певцы просто не знают диапазона
своего голоса. Тембр? Послушайте, что
эстрадные пародисты делают со своими
голосами! На слух, по тембру голос нелегко
определить, можно и ошибиться. У хорошо
настроенного голоса переходные ноты
исчезают. К тому же история знает немало
случаев самопроизвольной настройки! А с
определением голоса по анатомическим
признакам – вообще курьез! Крупный тенор и
изящный бас – разве так не бывает?
КОЛОРАТУРА
Колоратурное
меццо – очень редкий голос.
По
определению – это ошибочно. Колоратура –
это подвижность голоса, которая
достигается техникой пения. Кстати, все ли
хорошо могут произносить скороговорки?
Интересно,
что технику быстрого пения Россини называл
скороговоркой! Но закрепилось другое
название – бельканто. Различают
драматическую колоратуру (Розина) и
лирическую (Джильда), но есть и лирико–драматическая
(Золушка). Главное различие в качестве
вибрато (на резонаторе, в области щек):
легкое вибрато – лирическая колоратура,
густое вибрато – драматическая колоратура.
Прежде всего, этой техникой могут обладать
разные густые голоса, но легкие могут
обладать только легкой колоратурой.
Подвижность в голосе осваивается после
овладения кантиленой и стилем кантабиле (основной
стиль музыки Верди, если это возможно).
Необходимо различать просто подвижность в
голосе (в вокальной музыке В. Моцарта,
например) и бельканто как более совершенная
подвижность голоса в стиле от XVIII века, где
голос работает по законам природы и
написание музыки должно этому служить и
соответствовать.
КОНТРАЛЬТО
Контральто
– самый низкий женский голос.
Определение
этого голоса условно. Контральто – это
голос с тремя регистрами: контральто, меццо
и сопрано. Но самый яркий регистр – нижний,
и самый надежный признак голоса – глубокая,
мягкая и густая нижняя Соль. Чаще
встречаются контральто с небольшим
диапазоном, но чтобы петь в театре
необходимо иметь голос большого диапазона.
Фактически, контральто – это контральто
плюс меццо–сопрано.
КОНТРТЕНОР
Контртенор
– голос, звучащий в тесситуре меццо–сопрано.
Поет развитым фальцетом.
По
признакам типа голоса – это лирический
баритон, мягкого нежного тембра. Самый
низкий тенор – это драматический тенор.
Название многих голосов условно. Этот голос
может петь: баритоном, тенором и фальцетом.
К тому же его фальцет много надежнее
фальцета тенора и не вредит голосу, т. к.
толще связки. Лирические баритоны вполне бы
могли заменить несчастных кастратов.
КРИТЕРИЙ
ОЦЕНКИ ГОЛОСА
Во
всех случаях при обучении пению надо
отталкиваться от наилучшего характера
звучания голоса, но "это - эстетический
критерий, который объективно ничего не
отражает".
Критерий
оценки – ЭТАЛОН звучания классических
голосов. Для обучения пению необходим
чуткий слух у педагога. Немецкая школа "Примарного
тона" разработала три тона, очень важных
для формирования классического голоса. "Натуральный"
тон – разговорный, приятный, легко
переходящий в пение. "Нормальный" тон
– тянущийся. "Идеальный" тон - звучание
голоса, когда певец чувствует звук
физически, а другие люди слышат звук
высокого качества. Здесь, конечно, идет речь
о т. н. "Примарном" тоне и физическом
явлении в теле певца – ИМПЕДАНСЕ –прекрасном
первоначальном критерии оценки голоса.
Следующими критериями оценки голоса могут
служить упражнения В.Н.Минина: гамма До
мажор с названием нот в медленном темпе,
затем малое арпеджио по всему диапазону
голоса. Так часто проверяют голоса на
профессиональную пригодность. Более
сложный критерий оценки – исполнение
вокальных классических произведений. Для
этого нужно прослушивать записи великих
певцов того же типа голоса, поскольку их
голоса всегда служили эталоном звучания. Да
и свой голос необходимо периодически
прослушивать в записи для приближения
голоса к эталонному звучанию.
ЛИРИЧЕСКИЙ
ГОЛОС
Лирический
голос определяют по исполнению лирического
репертуара. Это голос менее сильный, чем
драматический.
Это
так и не так. Певческий аппарат
драматического голоса, конечно, сильнее
лирического. Но… Певцы сами выбирают
репертуар, и драматический голос вполне
может исполнять партии лирического плана.
Однако лирический голос не может без риска
переутомления петь драматические партии:
он рискует "раскачать" голос и вовсе
потерять его. Если говорить о женских
лирических голосах, то следует иметь в виду,
что есть два разных голоса, два лирических
сопрано, которые нельзя путать (см. Сопрано).
МАСКА
Ощущение
маски связано с присутствием в голосе
высокой певческой форманты.
Ощущение
маски – показатель правильного
голосообразования. Процесс пения при маске
осуществляется более легко и свободно,
голос звучит ярко, звонко, полетно.
Маска
– это вибрато на резонаторе (в области лица
под карнавальной маской), которое
управляется певцом (ГХ). Певец может петь и
без маски, его голос будет казаться даже
звонче, ярче, т. к. потеряет густоту и
бархатистость.
Высокая
певческая форманта (ВПФ) – группа усиленных
обертонов в области 2100–3000гц, находящихся в
тембре голоса (В. П. Морозов). 3000гц – это звук
милицейского свистка. Маска дает голосу
густые вибрации, а высокая певческая
форманта – звонкость. Это разные понятия и
разные ощущения.
Маска
может исчезать и вновь появляться. Легкое
высокое сопрано поет и вовсе без маски.
Постоянное присутствие в тембре голоса
высокой певческой форманты – желание и
цель каждого певца, т. к. она обеспечивает
громкость голосу.
МЕТОДИКА
Сколько
певцов–столько и методик (постановки
голосов).
В
мировой вокальной школе существует две
методики постановки голосов: основная и
вторичная.
А.
Варламов, русский певец и педагог, делил все
голоса на густые и высокие (легкие).
Методика постановки густых голосов –
основная, а методика постановки легких
голосов – вторичная. Густые голоса в той
или иной степени должны быть знакомы со
вторичной методикой. Но легким голосам (высоким
тенорам и сопрано) методика постановки
сильного густого голоса, т. е. любого
другого, кроме вышеназванных, не только не
нужна, но и противопоказана, т. к. грозит
сбить голос с высокой позиции и с
резонансной "точки".
МЕЦЦА–ВОЧЕ
Мецца–воче
– пение в динамике мецца–пьяно с
сохранением всех качеств опертого
смешанного звукообразования с
превалированием фальцетной работы
голосовых складок.
Головной
звук – звучание голоса в головном
регистре на легком дыхании в высокой
позиции. Если к головному звуку (а не к
фальцету!) добавить дыхания (запаса воздуха),
то уже будет мецца–воче, звук способный к
усилению, к филировке. Причем: т. к. головной
голос идет по всему диапазону, то и мецца–воче
может применяться певцом на всем диапазоне.
МЕЦЦО–СОПРАНО
Меццо–сопрано
– средний, самый сложный голос.
Название
этого голоса наиболее точно, но все же он
имеет три регистра: сильное контральто,
особо сильное меццо и сопрано. Меццо-сопрано
по силе верхнего (головного) регистра
уступает только драматическому сопрано.
Подвижность голоса достигается техникой
бельканто. Однако самым сложным голосом в
Италии считается все-таки тенор.
МИКСТ
Микст
– регистр певческого голоса, в котором
смешиваются грудное и головное
резонирование. В основе развития микста у
мужчин лежит умение прикрывать голос, с
плавным изменением работы голосовых складок;
у женщин – умение переносить звучание
медиума на звуки грудного регистра.
Ученые
полагают, что у мужчин сложности в
восходящем движении от центра, а у женщин –
в нисходящем, ниже центра. Это было бы,
действительно, очень сложно. К счастью,
трудности одинаковы. Мужские голоса ниже
женских на целую октаву и в нижнем регистре
у них появляется сильный шумовой эффект, а у
женщин все ошибки на виду (или на слуху), да и
часто дополнительно сгущать женские голоса
просто необходимо (кроме легких высоких).
Разве мало у женщин проблем в восходящем
движении? Прикрытие, тонус, квадратные
мышцы, высокие ноты (те же, что и у мужчин)!
МИМИКА
Мимика
певца должна органично вытекать из его
исполнительских задач. Частыми дефектами
мимики являются гримасы: искривление рта,
его стандартное искусственное положение (в
форме улыбки или с губами, вытянутыми
вперед), морщение лба и т. п. Данные
недостатки трудно поддаются исправлению.
Это
правда, что многие из перечисленных "недостатков"
(кроме искривления рта) трудно поддаются
исправлению, т. к. такая мимика органично
вытекает из технических приемов,
обеспечивающих качественное звучание
голоса. На улыбке петь нельзя, т. к. "устают
квадратные мышцы лица" (так писал м. Барра).
А верхнюю губу нужно вытягивать, т. к. она
является направляющей для звуковой волны.
Может быть, кому–то это не нравится, но это
певцу очень помогает. Мимика со временем
выправится. Совет: больше петь перед
зеркалом. Одна певица восклицала: " О, нет!
Я не могу смотреть на себя в зеркало, когда
пою!" – "А как же другие смотрят… на
тебя?"
МЫШЕЧНЫЕ
ПРИЕМЫ
Единых,
подходящих для всех певцов приемов не
установлено.
Не
установлено. И крутитесь, как хотите… Помню,
один молодой певец когда крутился – пел
прилично, а когда не крутился – пел неважно.
Он не знал технику пения. Конечно,
существует много приемов, но необходимо
учитывать и тип голоса, и индивидуальность
певца, и состояние его организма в данный
момент.
В
вокальной педагогике широко
распространены приемы, связанные с
воздействием на дыхание, гортань (например,
пение на пониженной гортани),
артикуляционный аппарат (пение на зевке, на
улыбке, с уложенным языком и др.).
Приемы,
связанные с воздействием на дыхание, очень
важны для певца, т. к. дают необходимые
ощущения: правильный вдох и задержку
дыхания, правильное распределение по фразе,
певческую опору и движение. Прием: пение на
пониженной гортани - понижает звуковую
позицию, поэтому необходимо научиться
быстро ее восстанавливать, т. к.
классическое пение – пение в высокой
звуковой позиции. Пение на зевке – это
необходимый прием. Прием "пение на улыбке"
применим только к легким сопрано и то не ко
всем, а индивидуально, т. к. улыбка уводит
звук от вертикальности в горизонталь, что
недопустимо для многих певцов ("мышцы
устают" - маэстро Барра). Прием с
уложенным языком – прием не нужный, т. к. при
пении нижняя челюсть находится в
расслабленном состоянии и певец ее не
ощущает.
Словарь ошибок вокальной педагогики
А-Б-В, Г-Д, Ж-З-И-К-Л-М, О-П-Р, С-Т-У-Ф-Ш-Я
© 2005 При использовании материалов данного словаря ссылка на автора обязательна!