СЛОВАРЬ ОШИБОК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С

СГУЩЕНИЕ ЗВУКА

Голос должен звучать естественно.

Для укрепления центра любого (но не легкого высокого) женского голоса требуется сгущение и уплотнение. Вводится согласная – украинская ГХ (по Микишу). Не умея сгущать звук, Е.В.Образцова два года пела, как сопрано.

Если у меццо–сопрано не густой голос, то в дуэте Нормы и Адальжизы, драматическое сопрано (Норма) перекроет меццо и будет нарушено художественное равновесие голосов, что однажды и произошло, о чем так гневно писал критик. То же самое может произойти в дуэте Амнерис–Аида и т. д. Необходимо помнить, что в золотой век вокального искусства певицы трех густых голосов (контральто, меццо–сопрано и сопрано) просто именовались: примадоннами.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ

Используется в вокальной педагогике для развития точности интонации, навыков чтения с листа.

К сожалению, не все певцы имеют абсолютный слух. Часто звуковедение при сольфеджировании вступает в противоречие с техникой пения по вопросу звуковысотной позиции, при этом страдает интонация (это надо учитывать).

СОПРАНО

Высокий женский голос.

Сопрано настолько многоплановый голос, что сказав о нем: "высокий", – почти ничего не сказать. Голоса профессиональных певиц наиболее точно определяются по исполняемому репертуару. Впрочем, это в профессии уже не важно: сама певица выбирает себе удобный репертуар, согласно своим желаниям, вкусам и физическим возможностям. Но для молодого голоса очень важно знать, что в человеческой природе существует три вида сопрано, развивающихся по-разному: драматическое сопрано и два лирических. Драматическое сопрано – центральный (по звучанию средний, меццо) голос с сильным верхним регистром, более сильным, чем у меццо–сопрано, голос многоплановый. Мария Калласс, драматическое сопрано, спела Лючию голосом маленькой девочки, и критики сокрушались, что она потеряла голос; но она была готова в следующем спектакле спеть Джоконду, где требуется драматическая сила голоса. Для драматического сопрано это норма. Сложнее обстоит дело с двумя лирическими сопрано: густое лирическое сопрано по тембру похожее на меццо–сопрано, с мягким верхним регистром и с мягким глубоким нижним регистром, – голос тоже многоплановый, как драматическое сопрано, но уступающее последнему в силе верхнего регистра. Другое сопрано – легкое лирическое (или лирико–колоратурное) отличается единой высокой позицией, подвижностью и легким нежным нижним регистром. Молодые лирические сопрано нередко путают, что мешает их правильному развитию. Бывает, эмоции и темперамент певицы перехлестывают, она считает, что возьмет силой и покажет, наконец, свой настоящий голос. Но нет! Нужно остановиться. Легкое лирическое сопрано поет на "точке резонанса", опасно с нее сдвинуться: потеряв "звонкость", голос теряет все свои качества. Очень важно знать выносливость своего голоса и не обольщаться, чтобы не сожалеть потом. Не стоит рассчитывать на репертуар более сильного голоса (драматического сопрано или меццо). Освоение репертуара соседнего лирического и даже легкого голоса –дело более полезное и выгодное.

Т

ТАЙНЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ

"Никакие секреты старых итальянских маэстро не помогут пению стать красивым, ибо меры такого пения не существует", –  А. К.

Конечно, это не так. Есть эталоны звучания классических голосов. Есть эмпирический метод обучения певцов (с голоса), и он будет всегда. Есть литература о педагогах и школах. Есть и генетическая память в народе о высокой музыкальной культуре XIX века. Русская земля всегда была богата красивыми голосами. А секреты старых итальянских маэстро нужно искать в упражнениях, где зашифрована очень серьезная теория сильной вокальной школы, допустим: неаполитанской школы или школы Гарсия. В России долго работал Эверарди, Полина Виардо… Какие–то приемы и секреты, верно, остались;-)…

ТЕМБР

Тембр голоса зависит от интеллекта.

Технически оснащенный голос может звучать сам по себе очень красиво и без всяких эмоций, а вот относительно интеллекта можно очень ошибиться, т.к. красота голоса зависит от строения человеческого тела.

ТЕМП

Отклонения от верного темпа ведут к искажению музыкального образа.

Темповые отклонения обычно применяются в небольших музыкальных построениях (см. Словарь вокалиста. Агогика). Вообще таких строгих правил в вокальной музыке не должно быть: темпы в жизни меняются и это должно находить свое отражение в вокальном искусстве.

ТЕНОР

У начинающего тенора должны хорошо звучать нижний регистр и центр.

Любой голос строится от центральной октавы. Углубление высокого голоса может понизить звуковысотную позицию и тем самым затормозит его развитие.

Тенор – самый сложный певческий голос: драматический, меццовый, лирический крепкий и легкий лирический (альтино). Для высокого голоса всегда важнее построение центра и головного регистра. При построении нижнего регистра следует избегать понижения позиции, вернее, важно уметь быстро ее восстанавливать. Лирическим тенорам противопоказано "нажимать" в нижнем регистре, нельзя применять для голосоведения твердую атаку, а только мягкую и облегченную. По этому поводу есть анекдот. Заспорили два тенора, как петь высокие ноты: в силовой манере или с облегчением? Драматический настаивал: "Только в силовой!" А лирический считал, что нужно петь чувственно и нежно. Подошли другие тенора, стали спорить. Проголосовали, наконец. Выиграл драматический тенор, а проигравший… застрелился. Страшная и несправедливая история, хорошо еще, если это анекдот, а вдруг правда? Жалко лирического тенора, ведь его нельзя в этом упрекать, такова природа его голоса, а драматическому тенору надо бы знать, что техникой пения лирического тенора он может сам владеть в совершенстве. Шаляпин говорил, что "Карузо может петь тысячью голосами".

ТЕХНИКА ПЕНИЯ

Сколько певцов, столько и подходов к развитию их голосов.

Это высказывание Энрико Карузо – великого тенора. Певец изучал свой голос и хорошо его описал. Он также говорил: "Одно дело петь самому, другое дело – научить другого". Обучение пению начинается с техники построения голоса, в основе которой лежит теория вокальной школы (допустим, неаполитанской, по Барра). Если нет теории, то стихия звука, движение звуковой волны в певческом аппарате ведет самых чутких певцов в правильном направлении. Задача хорошей школы: помочь певцу сформировать красивый, эталонного звучания голос и научить технике пения, т. е. технике исполнения вокальных произведений. Исполнительская техника пения начиналась от инструментального стиля, от волновых построений (приливов и отливов), что свойственно инструментальной музыке. Красивое кантиленное пение называлось "бельканто". Кто мог подумать, какое бельканто ждет певцов впереди?! Но с построением оперных театров, когда певцы стали поющими артистами, изменилась и вокальная техника – с волновых построений на лучевые (см.Петь нужно так). Теперь смысл обучения стал: научиться технике лучевого пения. С лучевых построений началось движение к развитию и совершенствованию этой техники к более значимому бельканто: прежде всего к быстрому красивому пению–скороговорке (по Россини), медленному чувственному (по Беллини) и широкому объемному (по Верди). И всё это по законам природы!

ТИП ГОЛОСА

Тип голоса меняется со временем.

По типу голос не меняется, он дан природой человеку от рождения. Но голос может менять свои качественные характеристики. Тип голоса может определить опытный педагог в 14–15 лет и раннее, в зависимости от возрастных изменений.

ТОНУС

У лирического тенора – легкомысленный характер.

Конечно, это еще мягкая характеристика тенору. Не щадит молва и колоратурные сопрано! Но все дело в тонусе. Низкий тонус уничтожает высокий легкий голос. Голоса эти – игровые, т.е. певцы все время должны притворяться. Нежный лирический тенор –голос вечного мальчика, а легкое сопрано – голос маленькой девочки! Женщинам свойственно кокетничать, а каково мужчинам? Если у мужчины угрюмый характер, то тенор гибнет в нем, а если это уже его профессия? Необходимо менять характер! Не даром же говорят: тенор – это характер! В одном театре очень популярного сладкозвучного тенора называли: "херувимчиком". Женщины его обожали (он к тому же был хорош собой), а он был предан сцене. Певец в любое время всегда был готов выйти на сцену и петь. Его секрет был прост. Он не терпел домашних ссор и жил с каждой женой до первой ссоры. Чуть ссора – он тут же собирал чемодан и переезжал к очередной поклоннице, становившейся его новой супругой… Так он любил петь и так берег свой тонус!

Тонус необходим и густым голосам сразу же при построении голоса выше центра, но этот тонус связан с энергетикой организма, как в спорте (при прыжках в высоту при повышении планки). Пение – всегда страсть. Певец не может грустить, плакать, нервничать… Певец – спортсмен, он так себя ощущает!

ТРЕЛЬ

Выполнение трели достигается умением укрупнить свое вибрато, "раскачать" его до такой степени, чтобы в нем отчетливо были слышны верхний и нижний звуки в интервале секунды. Исполнение трели требует свободной и подвижной гортани.

В итальянской вокальной школе трелям учит прием, исключающий "раскачивание подвижной гортани". Трели всегда выполняются на "опоре звука" (вибрато на резонаторе, в области щек), иначе они теряют свою яркость ("серебро") и стираются. В момент трели необходимо расслабить нижнюю челюсть. Трели – это вибрато, как при пении в стиле бельканто.

У

УГЛУБЛЕНИЕ ГОЛОСА

Углубление вредно женским голосам.

Углубление женским густым голосам не вредно, напротив, оно очень обогащает голос новыми красками. Но здесь есть т.н. подводные камни. Во–первых, нужно уметь быстро восстанавливать высокую позицию, не трогать гортань(стараться обходить ее или сверху или снизу), а при глубоких нотах научиться ставить гортань"на якорь" (по Марио дель Монако), т.е. в изначальное положение, занимаемое при разговоре. Из–за высокой выразительности глубокие ноты используются как "чувственные краски" голоса.

"Чем ниже, тем выше".

 Это тоже выражение Марио дель Монако. Но южанам свойственно эмоционально выражаться. Это не правило, а механический прием, освоенный драматическим прекрасным тенором, каким был знаменитый Марио дель Монако. Ошибочно считать это правилом. Но все повторяется и кто–то хорошо его понимает…

УПРАЖНЕНИЯ "КОРИФЕЕВ"

Сложные итальянские упражнения не нужно петь.

Обычно вокальные упражнения или несут в себе теорию вокальной школы, или являются вокализами, а вокализы – это задачи (по Микишу), т.е. еще надо подумать: как их спеть, чтобы была польза. Изучая технику пения, бывает очень полезно попробовать петь итальянские упражнения, некоторые из них многое открывают певцу. Петь можно, но осторожно. Бездумно "гонять" голос скорее вредно, чем полезно, но и тянуть время ни к чему.

Ф

ФАЛЬЦЕТ

Способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса.

На практике классической школы термин применяется как срыв звука. По этой причине для теноров очень опасен. Фальцетное звучание головного регистра ослабляет голос и укорачивает диапазон тенора. Верхний регистр мужского певческого голоса называется головным (Дюпре XIX век). У лирических теноров верхний регистр основной, самый яркий и красивый, и очень несправедливо называть его фальцетным. Слово это, согласитесь, несет негативную нагрузку. Кстати, Мануэль Гарсия очень хитро (а он прожил более ста лет) называл центр голоса фальцетным, по второму значению слова –"ненатуральным", т. е. "смешанным".

Ш

ШКОЛА ГАРСИЯ

В школе Гарсия нет практических формул.

Педагог-вокалист М.Львов (см. книгу Силантьевой) усомнился в школе Гарсия, т.к. не нашел "практических формул". Задачи в природе решаются на физическом уровне. Так говорят ученые. Школа М. Гарсия – физическая. Конечно, в ней есть физическая формула! Вместе с формулой Карузо, физическая формула работает в каждом голосе хорошего певца, ибо она связана с вокальным слухом и с формулой лучевого пения (неаполитанская школа, метод маэстро Барра). Певцы поют ощущениями, все три формулы работают в голосе профессионального певца, певцы могут этого и не знать. На сцене Мариинки было полно певцов школы Гарсия. Школе Гарсия иногда противопоставляют теорию Р.Юссона: процессом пения управляет высшая нервная система – мозг. Напротив, в наш компьютерный век можно новую теорию только приветствовать; она легко вписывается в физическую школу. Однако… "любую хорошую систему можно испортить плохим исполнением" (педагог И.Савчук).

Я

ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

Непосредственная экспрессия, чудящаяся в пении – не более, чем плод наших собственных ощущений, того воздействия, которое пение оказывает на нашу душу

Так пишут критики. Это не так! Техника физиологического пения включает в себя приемы, задачей которых и является воздействие на слушателя и выражение чувств артиста через голос. Пример тому – Ф. И. Шаляпин.

Язык эмоций – технические приемы, обеспечивающие высокую выразительность вокального языка. "У певца – горячее сердце, но холодная голова" – закон итальянской вокальной школы. На драматического актера воздействуют его собственные фантазии, а на певца  – еще и музыка гениальных композиторов. Сколько невидимых миру слез проливает певица – драматическое сопрано, готовя партию Виалетты? Ведь на спектакле "слезы должны быть в зале" – это тоже закон. Плакать певица физиологически не может, ибо сразу же расстроится певческий аппарат. Певец всегда должен быть активен, даже, если он поет что–то грустное: грустить он тоже не имеет права. Пение – всегда страсть. Певец также должен сохранять свое психическое здоровье: малейшее отклонение влияет на качество голоса: всевозможные спазмы на мышцах голосового аппарата вплоть до паралича (да, бывает и такое!). Бесконечные заботы о здоровье, о носе, о горле и т. д.

Пение – не реалистическое искусство, а стилизация, не непосредственное явление любви и страдания, радости и боли, а их звуковое выражение.

Это грубо и неправильно. Всё значительно сложнее. Певцы–солисты всегда эмоциональные люди, любящие музыку и живущие в ней. Но профессия певца такова, что нужно беречь аппарат, свое психическое здоровье. Чтобы познать эмоциональный язык вокала бесполезно идти "от себя", нужно изучать этот язык, вслушиваясь в записи великих певцов. Особенно богат выразительностью нижний регистр густых голосов, и очень важно хорошо управлять им.


На главную

Если вы любите петь

Словарь ошибок вокальной педагогики

А-Б-В, Г-Д, Ж-З-И-К-Л-М, О-П-Р, С-Т-У-Ф-Ш-Я

 

 © 2005 При использовании материалов данного словаря ссылка на автора обязательна!
Hosted by uCoz