СЛОВАРЬ ОШИБОК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

О

ОКРУГЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ

Округление гласных – более округлое, "затемненное" звучание гласных при академической манере пения.

Прежде всего: необходимо прикрытие – на У (для движения звуковой волны в голосовом аппарате). Округление гласных (на О), прикрытие (на У) и конусность (на Ё) – необходимо всем голосам. Далее... У легких голосов – только светлая волна. У густых голосов может быть волна: и темная, и светлая. Когда певец ведет темную волну, он встраивает в нее затемненные гласные, а в светлую – осветленные гласные. Звук на высоких нотах (фермато) должен быть объемным, округленным, и должен попадать в верхний головной резонатор. Вопрос: почему известное упражнение м. Барра итальянские певцы поют лучше, чем русские? Ответ: потому, что хитрые итальянцы в слове "дэвьени" поют – Ё, а не Е!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ГОЛОСА

Определение типа голоса производится по комплексу признаков, т. к. ни один из них в отдельности не дает однозначного ответа. К ним относится: тембр, диапазон, способность выдерживать тесситуру, место расположение переходных нот, строение гортани и размеры голосовых складок, телосложение певца.

Из всех перечисленных признаков лишь один заслуживает доверие и имеет место – "способность выдерживать тесситуру", но на это нужно время. Голос определяется по "центру тяжести", но это профессиональный вопрос.

Что касается строения гортани и размеров голосовых связок. Есть мнение врача–фонеатора Л., что "визуально невозможно определить голос по связкам, спрятанным в тканях тела человека".

Тембр, диапазон, переходные ноты, телосложение (!) – все эти признаки человеческая индивидуальность разбивает в пух и прах.

Если непонятно, какой голос - сопрано или меццо, заниматься с этим голосом нужно как с сопрано.

В фильме о певице Кири Те Канава ее концертмейстер говорит: "Хорошее меццо - будет хорошее сопрано". Если с меццо заниматься как с сопрано, то будет просто пустая трата времени. Пример: история Е. В. Образцовой.

Молодые голоса все сопрано и тенора.

Молодые голоса первоначально (после возрастных изменений, мутации) звучат как тенора и сопрано, но уже в возрасте 14–16 лет признаки типов голосов часто присутствуют. Больше всего ошибок случается при определении типа голоса. Определяют типы голосов по тембру и высоте. Но тембр голоса – величина переменная, а высота зависит от качества натяжения связок молодого голоса. "Где тоньше, там и рвется". Пословица очень подходит к соревнованию по высоте между низким и высоким молодыми голосами, где чаще выигрывает низкий голос (с более толстыми связками). Часто начинающий певец понятия не имеет какой у него голос. Высоким голосам иногда очень нравится петь низко, а прекрасные высокие меццо–сопрано и баритоны не хотят петь низко. Если низкий баритон "горлит", его можно принять за баса, а он всего лишь поет в народной манере. А если вдруг молодой лирический баритон берет верхнюю Соль, его можно ошибочно принять за тенора. Но в профессиональной работе в хорах баритоны часто подменяют теноров, значит, для них это не страшно, хотя и утомительно. Также молодые меццо–сопрано долго поют как сопрано. Лирические тенора, которым особенно необходимо петь только в высокой позиции, долго поют в низкой позиции ("как баритоны"). На самом же деле, они поют в разговорной или эстрадной манере, т. к. классическая манера пения отличается прежде всего высокой позицией.

Наличие "маски" уже определяет голос как густой, и легким он быть не может, он может быть подвижным, но это его индивидуальность или техника. Голос у певца такой, каковы его физико–биологические характеристики, т. е. тип голоса заложен генетически в природе каждого человека. Понятие о многослойности густых певческих голосов неоспоримо, исключая легкие голоса: их природу легко разрушить (кроме "точки" резонанса никакой другой опоры у них нет). Голос певцу не "дается от природы" – это истина, а приобретается человеком разными путями. И нет в нем ничего естественного, а все искусственное, согласно с культурой, в которой обитает человек, или искусству, которому он обучается. Естественен только крик ребенка, все остальное – опыт и приобретение.

П

ПЕВЕЦ–ПЕДАГОГ

Каждый хороший певец может стать педагогом.

Н. А. Обухова – прекрасная русская певица, говорила с досадой: "У нас часто обучают пению старые певцы, что не очень верно, ибо не каждый хороший певец может стать педагогом пения".

ПЕВЕЦ Ф.И. Шаляпин

Шаляпин пел без всякой школы

Шаляпин занимался пением с Д.А.Усатовым (тенором), который занимался у бельгийца К.Ф.Эверарди, окончившего Парижскую академию по классу вокала Мануэля Гарсия, одного из самых авторитетных педагогов XIX века. Эверарди был знаком с Россини и пел с ним. Эверарди пел и работал педагогом в России, обладал красивым голосом густого тембра, очень большого диапазона с ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ в среднем и нижнем регистрах ближе к басу и считался баритоном довердиевского периода. Ученики Эверарди на русской сцене: Стравинский, Тартаков, Павловский, Славина, Дейша–Сионицкая, Брагина, Зарудная. Вокальная техника Шаляпина позволяла ему виртуозно играть звуковыми красками, даже в пределах одного звука. "Игрой тембров" восхищались почитатели артиста. Музыкальный критик Д.Лаури–Вольпи отмечал, что когда Федор Иванович хотел, он мог быть тенором, басом или баритоном…

Шаляпин нигде не учился, т. е. не окончил музыкального учебного заведения, не имеет патента на знания.

"Из этого не следует, что нет и знаний, – пишет К. Н. Кржижановский. – Были случаи, когда человек, не окончивший никакого музыкального училища, а только вращаясь в кругу лиц музыкально интеллигентных, пользуясь их живыми советами и указаниями, получил высокое музыкальное воспитание и широкое музыкальное образование".

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

В понятие певческой установки входят не только внешние моменты, указанные выше, но и "внутренняя психофизиологическая готовность, включающая в себя состояние "вокально–творческого покоя", представление о качестве звука, элементах вокально–телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно–художественным содержанием образа" (см.Вокальный словарь Ю.Юцевича).

Певческая установка для певца – это готовность номер 1. Сколько таких установок в произведении? Столько, сколько вокальных фраз. Каждый раз: вдох – пение – расслабление. Это серьезный труд –  точный, выверенный, без суеты.

ПЕТЬ НУЖНО ТАК

Ноту к ноте.

М. Глинка стал основоположником российской академической вокальной школы. Но он не оставил развернутой работы о вокальной школе, а только записки о работе с певцами. Он тщательно разрабатывал центр голоса - ноту к ноте (11 пункт "Записок работы с певцами"). Читаем в пункте 4: "Петь упражнения, гаммы без крещендо в ровной силе, что труднее и полезнее, петь так, чтобы ни одна ноточка не вскрикнула…"

Здесь речь идет о работе с голосом, о вокализах – задачах (по Микишу). Это не имеет отношение к построению музыкальной фразы, к исполнению вокальных произведений.

Петь, как говорим.

Да, трудно понять это выражение великого русского певца Ф. И. Шаляпина, но возможно, т. к. оно имеет отношение к исполнению вокальных произведений. Выражение великого певца читается как подсказка певцам петь лучевыми построениями, наподобие тому, как мы говорим, излучая звуковые волны в пространство на ударных слогах. В материалах о методе маэстро Барра (неаполитанская школа) есть упражнение (см. выше), которое учит этому необходимому приему. Как мы поем – сказывается на интонации, а по интонации оценивается певец. В музыкальном театре должно быть не просто пение, а вокальная речь. Чуткий певец пусть не сразу, но все равно придет к вокальной речи. Но лучше раньше понять это хитрое выражение, в котором заключена физическая сущность явления. Необходимо сюда еще добавить очень важное выражение А. С. Пушкина, произнесенное устами Сальери: "Поверил я алгеброй гармонию". Сколько в вокальной фразе Лучей, столько и алгебраических скобок. "В правильности интонации, в окраске слова и фразы – вся сила пения" – Ф.И.Шаляпин.

ПЕВЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

Во время пения певец контролирует себя через слух.

 Певец себя не слышит, даже если он поет один перед публикой – мешает акустика.

Певец поет внутренними ощущениями своего голоса. Н. А. Обухова всегда спрашивала после концерта: "Как я сегодня звучала?" С. Я.Лемешев говорил: " Хорошо звучит голос только раз в год, а в остальное время – это техника".

 Певец контролирует себя от ощущений подскладочного давления и струи вытекающего воздуха.

Понятия подскладочного (и надскладочного) давления и струи вытекающего воздуха – это не ощущения певцов, а углубление ученых в проблему фоннационного выдоха. Профессор М.Гарсия, автор этих понятий, советовал певцам забыть о том, ЧТО находится в нижней челюсти (там "мертвая зона"). Кто–то красиво сказал: "Как человек не чувствует своего сердца, пока оно не болит, так и певец не должен чувствовать своего горла".

Голос–инструмент для пения.

Певческий голос – прибор, излучающий звуковые волны (М. Гарсия).

ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ

Это звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

Натуральные два регистра разговорной манеры пения: грудной и головной, – регистры непоставленных голосов; они очень индивидуальны, как и переходные ноты. При укреплении центра голоса (по общей методике построения классических голосов), голос делится на три регистра и два перехода (по Дюпре). Переходными называют звуки, лежащие между тремя регистрами построенных голосов. У хорошо настроенного голоса переходные ноты как бы исчезают.

В женском голосе с его трехрегистровым строением имеются два перехода.

До реформ Дюпре считалось, что у низких: и мужских, и женских голосов, – было два регистра. Но при углублении голосов и изменении верхнего регистра с фальцетного на головной диапазон голосов увеличился и был разделен на три регистра.

В академическом пении развитие смешанного регистра дает возможность сделать переходные ноты незаметными. Наличие в профессиональном голосе ощутимого перехода – показатель его несовершенства.

Не стоит так строго судить певцов! Главное, чтобы певец разумно управлял своим голосом и умел, когда требуется, строить ровный единорегистровый классический голос. Переходные ноты бывают очень выразительными, и их звучание входит в понятие "языка эмоций".

ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ

Переходные ноты нужно знать и уметь обходить.

Переходные участки или ноты беспокоят только певцов с недостаточно обработанными голосами. Головной голос (по Дюпре), идущий от центра до крайней высокой ноты, прикрытая манера голосоведения и движение в голосе, – выравнивают его в единый регистр.

ПОЛЕТНОСТЬ

Полетность – свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым.

 Ученые поменяли термин "полетность" на "звонкость", т. к. прежнее название было менее точно (из телепередачи Александра Гордона). Поскольку звонкость голоса учеными принято определять по наличию "серебра" в голосе, то в большей степени это зависит от природного дарования (строения резонирующих полостей). При постановке голоса показатели "звонкости", конечно, улучшаются (за счет высокой позиции и импеданса).

ПОДРАЖАНИЕ ГОЛОСУ

Молодые певцы пытаются имитировать звучание великих певцов.

Слушать великих певцов, учиться у них языку эмоций, где–то подражать им, необходимо молодым певцам для выработки своей индивидуальности. Подражать плохим певцам не стоит, а хорошим – почему нет? Разве птицы не подражая учатся петь?

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Петь нужно на улыбке

 В вокальной школе (болонской) XVI–XVII веков ведущей гласной считалась А. От певцов требовалось свободное владение речевой декламацией. Молодых певцов воспитывали состоявшиеся, теория их мало беспокоила. В середине XIX века Ж.Дюпре (Франция) пропагандирует другой метод подготовки певцов, в основе которого  – прикрытый звук (ведущая гласная У). Итальянцы заявляют, что они всегда пели на прикрытом звуке. Маэстро Барра говорил, что петь в горизонталь (на улыбке) можно, но "мышцы устают".

ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОСА

Педагог–вокалист ставит голос.

Неправильно думать, что построение голоса – ограниченный процесс, он непрерывный. Певцу нужно научиться строить свой голос и бесконечно его перестраивать. Обучение требует от певца большой самостоятельности.

Строить голоса очень сложно и долго.

Э.Карузо говорил, что для того чтобы научиться петь, певцу достаточно 45 уроков. Как всегда, истина находится где–то посередине. Но поскольку великий тенор определял короткий срок, можно предположить, что он увлекался самой сильной школой XIX века – школой М. Гарсия.

Строить голос от нижнего регистра.

Так советует М. Гарсия. Но… он предостерегал: "Нельзя переводить звучание глубоких нот нижнего регистра на слабый медиум. Это – неправильная методика". Важно  понимать, что нельзя строить голос от разговорного. Главное в методике М.Гарсия: высокая позиция, глубина нижнего регистра и движение в голосе…Значит, он писал о построении голоса от нижнего регистра не на первом (начальном) этапе, ведь построение голоса – бесконечный процесс. Полина Виардо–Гарсия, сестра маэстро, строила голоса от центра.

ПРИКРЫТИЕ

Прикрытие – вокальный прием, применяемый певцами–мужчинами при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков.

В основе классического пения лежит прикрытое голосоведение (по Дюпре). Прикрытие применяется всеми голосами (и мужскими, и женскими) для формирования головного регистра, т. е. увеличения диапазона объемного голоса от центра. Где–то выше центра голоса (индивидуально) ноты прикрываются (на У) и соединяются ровно с головным регистром. Эти ноты и называются переходными. Прикрытие широко применяется в классическом пении (как концентрация звука), особенно в подвижном стиле бельканто.

Основные правила освоения прикрытия: смягчение звукообразования в центре диапазона, округление голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания.

Здесь описан прием смягченного перехода в головной регистр, прием очень важный для лирического пения, но он только косвенно связан с прикрытием.

ПРИМАРНЫЙ ТОН

Примарный тон – термин Глинки.

Примарный тон – это термин немецкой вокальной школы – Школы примарного тона. Эта школа была заказана Вагнером немецким вокальным педагогам и не состоялась по той простой причине, что законодателями вокальной классической школы всегда были и остаются итальянцы. В итальянской школе этот прием называется "атака звука, выдержанная нота". Но название приема – "примарный тон" – оказалось более удачным, поэтому и вошло в мировую вокальную школу. В картотеке наших ученых есть аудиозаписи примарного тона. Этот прием связан с возникновением в голосовом аппарате яркого явления, называемого "импедансом", что очень важно певцу для формирования вокального слуха, т.е. ощущения "места" каждой ноты в голосе.

ПРИРОДА И ТЕОРИЯ ПЕНИЯ

"Связать природу теорией очень трудно", – Ф.И.Шаляпин.

Трудно, но можно, что и доказал Мануэль Гарсия в XIX веке. Великий русский певец сразу попал на лучшую школу, именно она дает возможность раскрыться природному таланту певца, т. к. связана с физиологией.

Р

РЕГИСТРЫ

Регистровое строение голоса различается у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани.

 На практике построение мужских голосов мало отличается от построения женских. Но мужские голоса на октаву ниже и поэтому звучат гуще, а женским голосам требуется добавочное сгущение (кроме легких голосов).

В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра – грудной и головной.

Два натуральных регистра наблюдаются обычно у молодых певцов, что говорит о разговорной манере пения или полуклассической.

В редких случаях устройство гортани мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микстовый, и весь голос естественно получает единорегистровое звучание.

Очень редко, но бывает самопроизвольная постановка голоса при нахождении округленно–прикрытой манеры и высокой позиции как у мужчин, так и у женщин.

Как правило, при переходе к верхней части диапазона у женщин чистый фальцет не образуется и работа складок остается смешанной.

Тонкое или объемное звучание в головном регистре – это вопрос или типа голоса или техники пения. У молодых певцов часто голоса тонкие, похожие на детские, затем они сгущаются, но далеко не все, даже низкие женские голоса на центре поют недостаточно густо (например, Е.В.Образцова два года пела как сопрано, о чем она пишет в своей книге).

У мужских голосов два регистра

Первый учебник по сольному пению вышел в Парижской Академии в 1803 году. Считалось, что у низких мужских и женских голосов – два регистра: грудной и головной. Реформатор Ж.Дюпре указал на пониженное положение гортани (в нижнем регистре) для лучшего звучания голоса; при этом утвердилось понятие о трех регистрах у всех голосов: мужских и женских. Это легко чувствуется, когда мужской голос ставится от центра (от центральной октавы). Регистры: бас, баритон и тенор. Наглядно это видно у баритона; часто в хорах он поет все три партии. О Шаляпине (басе) тоже говорили, что он мог петь тремя голосами: баритоном, басом и тенором. Великий тенор Э.Карузо тоже пел тремя голосами: тенором, баритоном и басом. Но вот лирическим тенорам и альтино не следует забывать о легкости своего голоса и методика построения этих голосов резко отличается от основной методики. Здесь много внимания уделяется головному голосу, единой высокой позиции, высокому тонусу; голос строится с мягким нижним регистром или вовсе без него.

РЕЗОНАТОР

Самый большой резонатор – грудная клетка.

Существует все же другое мнение: голосу дает пробивную силу в пространстве –ЗВОНКОСТЬ (бывшее название: "полетность"). "Звонкость" зависит от развития головных резонаторов.


На главную

Если вы любите петь

Словарь ошибок вокальной педагогики

А-Б-В, Г-Д, Ж-З-И-К-Л-М, О-П-Р, С-Т-У-Ф-Ш-Я

 

 © 2005 При использовании материалов данного словаря ссылка на автора обязательна!
Hosted by uCoz